Рецензия содержит спойлер...
Фильм «Гоголь. Начало» - во многом уникальный проект (чего стоила только оригинальная и творчески сделанная рекламная кампания в Интернете), потому что никогда раньше в кино у нас не начинали показывать полноценный сериал. Всего в прокате с интервалом пока пройдут его четыре части, каждая из которых по большому счёту состоит из двух серий. И уж потом их покажут и на ТВ — по каналу «ТВ3». Ранее, ещё в апреле (!) первую часть увидели в Омске зрители фестиваля «Движение». Получится ли сейчас фильму первому завлечь зрителя в кино на просмотр следующих частей? Будем разбираться.
Актёрский состав был подобран сильный — тут вам и Олег Меньшиков, и молодая звезда Александр Петров в главной роли (к слову, внешне не очень похожий на самого Гоголя, хотя загримирован удачно), и Евгений Стычкин, и Павел Деревянко в небольшой роли Пушкина, и Сергей Бадюк, и Ян Цапник, и Артём Ткаченко. Меньшиков волей-неволей повторяет своего героя Фандорина из «Статского советника», раз уж играет сыщика Якова Гуро, но помимо того в принципе выдаёт такой привычный типаж бодрого шутника, легко справляющегося с трудностями. Интересен образ кузнеца Вакулы (Бадюк) — роль небольшая, но колоритная, это не в чистом виде тот персонаж из известной всем «Ночи перед рождеством», но общие черты есть. Петрову же досталась сложная задача — его Гоголь человек ожидаемо рефлексирующий, нервный, тонкий и подверженный страшным галлюцинациям (да и сны ему снятся очень значительные). Создатели фильма согласились с конспирологической версией, что писатель общался с некими тёмными силами — но в реальности повествования эти силы не связаны с дьяволом, а всё равно ему противостоят.
Сценарий картины ваяли целых пять человек, в том числе и сам режиссёр Егор Баранов, известный нам по фильмам «Соловей-разбойник», «Саранча», «Иерей-сан. Исповедь самурая» и сериалу «Фарца». Вышло довольно замысловато и, как говорится, готичненько — смесь детектива с фильмом ужасов, фэнтези и даже комедией. Если и заявлено, что картина по мотивам произведений Гоголя, то скорее можно сказать так: очень-очень вольные мотивы сплели с большим художественным вымыслом относительно биографии писателя — ведь в жизни Гоголь никогда не работал писарем в полиции... Некие «мотивы» и реальные детали не только его жизни, но и того времени вообще в виде изощрённых «крючков» разбросаны то тут, то там. Вот склонность Гоголя жечь свои произведения (тут — изданные ещё только под псевдонимом Алова), вот — вскользь упомянутая история про шинель и Акакия Акакиевича, который здесь вдруг стал убивать и потрошить крупных чиновников, вот — намёк на шефа Третьего отделения Бенкендорфа в виде полицейского чина в Диканьке Александра Христофоровича Бинха (Стычкин), вот — фобия писателя, что его похоронят живым... И, может быть, и не всё логично в этом сценарии, но многое искупают атмосферность, антураж и красивая картинка.
Фильм вызывает немало ассоциаций с другими картинами — по самым разным аспектам. Тут и «Сонная лощина» (убийства и страшный чёрный всадник), и «Шерлок Холмс» Гая Риччи — Гуро похож на Холмса, тоже имитирует свою смерть и даже музыка композитора RayanOtter имеет сходство с тем, что было в картине Риччи у Ганса Циммера... А вспомним ещё «Ворона» режиссёра Джеймса МакТига — ведь там тоже мистическая история о писателе, только об Эдгаре По.
Что касается комедийного элемента. Он тут очень неплох, но... почему-то кажется, что смешно нередко зрителю становится в тех сценах, где создатели этого не задумывали, там, где хотели напугать. Главные источники шуток — уже названный Меньшиков и Цапник, играющий доктора-пьянчугу Бомгарта. Взять, например, сцену вскрытия, которое доктор делает тоже в пьяном виде - хотя с другой стороны в чёрном юморе создатели именно тут зашли уж совсем далеко. Получился некоторый перебор.
Цитата
- Вы что, думаете, ваш писарчук умеет мёртвых воскрешать?
- Способности Николая Васильевича могут оказаться за пределами вашего понимания.
Резюмируя — на огромный творческий прорыв «Гоголь. Начало» всё же не тянет, но продукт получился довольно крепкий, интересный и незаурядный. Отталкиваясь от подзаголовка «Начало», прогнозируем — в сериале создатели нам покажут свою версию того, как всё-таки сложился творческий почерк писателя и под влиянием чего он создал те самые «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Кстати
Напомним, в российском кино в 2000-2010-е годы к творчеству Гоголя обращались уже немало. Вспомним и «Ведьму» 2006 года, и созвучный ей эпический «кинодолгострой» Олега Степченко «Вий» 2014-го, и «Тараса Бульбу» 2009-го, и «Дело о «Мёртвых душах» 2005-го, и «Русскую игру» 2007-го. И вот теперь такое творческое переосмысление — всё же, повторимся, самое вольное и какое-то прямо безбашенное.