6.5

Светская жизнь

August 19, 2022

Джеймс отправляется покорять Голливуд в важную для киноиндустрии эпоху 1930-х годов. В надежде найти работу молодой авантюрист находит свою любовь, которая быстро втягивает неопытного юношу в бурную светскую жизнь.

Duration:
01h36m
Production:
Gravier Productions

В бурном океане непредсказуемости и неопределённости современного мира Вуди Аллен неустанно и с завидной регулярностью создаёт кино-островки драматических комедий, которые за 50 лет сложились в своеобразный архипелаг. Никто не сравнится с Алленом в искусстве смешивания в правильной пропорции юмора и драмы, цинизма и понимания людских слабостей, порывов и желаний, чтобы сотворить из них изящный и остроумный фильм, в котором жизнь — это комедия, сочинённая писателем-садистом, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего. Hо мы все равно ее любим. И жить каждый день надо так, словно он — последний, потому что однажды ты не ошибешься. На этих идеях и построена «Светская жизнь/Cafe Society», новая ностальгическая трагикомедия Вуди Аллена.



Её действие разворачивается в 1930-ые годы, во время декады, получившей название Золотого века Голливуда, когда с появлением звука кино преобразилось. Киноиндустрия вступила в период своего наивысшего расцвета, производя безукоризненно воплощённые на экране кино-грёзы с безупречно элегантными звёздами, отвлекавшими публику от тягот повседневной жизни во времена Великой депрессии. Аллен любит и знает историю кино, обожает старые фильмы, но скептически относится к самой Фабрике Грёз. Он неоднократно признавался, что не смог бы жить в Лос-Анджелесе, что, однако, не помешало ему запечатлеть Ла Ла Лэнд городом из мечты, парящим в ореоле золотого сияния. Таким увидел его впервые неуверeнный в себе, но амбициозный молодой человек по имени Бобби (Джесси Айзенберг). Застенчивый бруклинец покинул скучный семейный бизнес и шумную, философствующую по любому поводу еврейскую родню в Нью-Йорке, чтобы чтобы найти работу в кино с помощью дяди Фила- известного голливудского актёрского агента. Встреча с милой задумчивой девушкой по имени Вонни, секретаршей Фила, изменит жизнь Бобби навсегда. Не желая того, Вонни разобьёт его сердце и станет причиной возвращения в Нью Йорк, где Бобби, со временем, преуспеет в качестве менеджера престижного ночного клуба, Cafe Society, принадлежащего его брату-гангстеру.



Как всегда в фильмах Аллена актёрский ансамбль играет слаженно и с удовольствием, включая главных героев и исполнителей ролей на переферии сюжета. Смущённая нервозность и робкая суетливость Бобби в первых сценах «Светской жизни» сменятся уверенностью в себе и учтивой энергичностью, сквозь которые просвечиваются интеллект, юмор и талант самого Айзенберга. Кристен Стюарт в роли Вонни вуди-вительно прелестна и освещает экран. Веяние томления, исходившее от нее, сделало её неотразимой для мужчин, в чью жизнь она вошла. Игра Стюарт, столь далёкая от поверхностной угрюмости сумеречной Беллы, невольно приводит к мысли о том, как важно и для молодого, и для опытного актёра встретить «актёрского» режиссёра, который поможет таланту расцвести в полной мере.



«Светская жизнь/Cafe Society», возможно, уступает магии «Полночи в Париже», а её герои не сравнятся по глубине и сложности с Жасмин в исполнении Кэйт Бланшет, но картина привлекает оживлённой динамичностью и комфортной обжитой узнаваемостью постоянных тем бруклинского кино-долгожителя. Среди них превратности любви и утерянные иллюзии, эмоциональное одиночество и безверие, непреходящее чувство вины и неотвратимость смерти. В сюжетах своих фильмов Вуди Аллен часто обращается к темам известных литературных произведений. Три года назад это была пьеса «Трамвай „Желание“». В прошлом году — роман Достоевского «Преступление и наказание», который, похоже, стал настольной книгой Аллена. Cafe Society в чём-то явно перекликается с «Великим Гетсби» Скотта Фицджеральда, но в более лёгких, временами, комических тонах.



В фильме звучат и отголоски ранних картин Аллена. Так же как в «Пулях над Бродвеем», он включил гангстерскую сюжетную линию, сделав старшего брата главного героя хладнокровым, но безрассудным и недальновидным мафиози. Так же как в «Эпохе Радио», Аллен ностальгирует по кумирам прошлого, с чьими песнями, шутками, фильмами и шоу он взрослел и под чьим влиянием формировался его талант. Финальный кадр это возвращение в Золотой век эпохи радио и прощание с ней. Работая над «Светской жизнью», Аллен впервые сотрудничал с легендарным итальянским кинооператором Витторио Стораро, снявшим лучшие картины Дарио Ардженто, Бернардо Бертолуччи, Фрэнсиса Форда Копполы и Уоррена Битти. Стораро принадлежат слова о том, что создатели кино никогда не должны почивать на лаврах своих успешных творческих находок. Они должны двигаться вперед и искать новые пути самовыражения в искусстве. Именно Стораро убедил Аллена снять картину на цифровую камеру, и зрительно она завораживает, начиная с Голливуда, нежащегося под калифорнийским солнцем, до любимых Алленом видов Нью Йорка, в котором цветовая палитра меняется от летне-изумрудной до промозгло-серой, с низким свинцовым зимним небом.



В Cafe Society, популярном нью-йоркском ночном клубе, в котором каждый вечер собирались интеллектуалы и европейские аристократы, люди искусства и бизнесмены, будущие звёзды и криминальные элементы, где звучит любимая Алленом джазовая музыка, и где разбиваются сердца, 80-летний режиссёр сплёл воедино неповторимый юмор и сожаления о несбывшемся. Он заканчивает «Светскую жизнь» на щемящей ноте из прекрасного далёкa, его шедеврa «Энни Холл», чьё действие также разворачивалось в Нью Йорке и в его антитезе, Лос-Анджелесе. Роднит оба фильма тема потерянной любви. Прошедшая мимо так близко, не случившаяся, но не забытая, она заставляет героев на берегах двух океанов отдалиться с затуманенными в раздумье глазами в разгар новогоднего торжества от света, смеха, музыки и суеты настоящего, и унестись мыслями к сокровенным, заветным воспоминаниям и несостоявшимся мечтам.

 

 

Also check out these reviews:

Looking for something else? Search our reviews: